Дистанционное обучение
  Вход  |  Карта сайта 

 
Главная >> Библиотека >> Пользовательские интерфейсы электронных учебников >> Организация интерфейса 
 




 

Организация интерфейса

СЦЕНАРИЙ

Прежде всего следует на основе разработанной ранее структуры учебника составить подробный сценарий с раскадровкой (постраничным содержанием), со всеми внутренними связями, необходимой навигацией и гиперссылками. В процессе создания страниц предварительный сценарий может корректироваться, но, внося изменения, всегда необходимо сверяться со всем массивом материала и находить такое решение, которое не нарушит общей идеи и всех простроенных связей.

Почему важно хотя бы очень схематично прорисовывать все сценарии и особенно связи? Материал, который будет предъявляться визуальным рядом, рассчитан, как уже подчеркивалось, на одновременное восприятие всех элементов предъявления через схему и образ, а следовательно, и создаваться он должен соответствующим способом. Иначе потери информативности неизбежны, а основная цель не может быть достигнута.
 
Важно: Продуманный, удобный, хорошо организованный интерфейс работает на более полноценный результат, привлекает внимание, позволяет быстрее и качественнее осваивать материал, не вызывает усталости и напряжения при работе.

Пример сценария:

раскадровка с прикидкой содержания, объема страниц и их связей

Лучший вариант организации материала, когда страница электронного учебника целиком отображается на экране без вертикальной прокрутки.
Горизонтальные же прокрутки должны быть полностью исключены.

Тем более нельзя "прокручивать" иллюстративный материал, так как в таком случае придется картинку рассматривать по частям, что затруднит, а часто сделает невозможным ее восприятие и понимание.

Пример организации страниц без прокрутки:
слева - страница с вертикальной прокруткой,
справа - та же страница разделена на две без нарушения дизайна и логики содержания

В учебник, помимо основного содержания, могут и должны быть включены разнообразные вспомогательные материалы:

   • Список рекомендованной литературы (печатной и электронной)
   • Справочники
   • Словари
   • Стандарты
   • Помощь
   • Контрольные задания
   • Тесты
   и т.п.

Все эти (или иные) позиции должны быть также "проиграны" в сценарии.


ЗОНИРОВАНИЕ

1. Для создания сквозной компоновки используйте принцип зонирования.
Закрепите определенные места на странице за различными блоками информации: название темы, текст, иллюстрация, навигация и т.п. Основываясь на сценарии, продумайте компоновку каждой страницы в зависимости от содержания и объема материала, от его структуры, от того, как этот материал предполагается разбить постранично, от соотношения иллюстраций и текста.

Примеры вариантов зонирования:


На первый взгляд эта задача кажется несложной. Но если вы попытаетесь весь учебник выстроить по одной общей схеме зонирования, которая удовлетворит содержанию каждой страницы, то убедитесь, как это не просто. Возможно, для приемлемого решения придется проверить не один вариант. Возможно, в отдельных случаях придется пересмотреть содержание (например, сократить текст), в других - несколько отступить от принятого стандарта (например, для акцентирования каких-то положений). Однако, добиться результата необходимо, так как только выстроенный по единому композиционному принципу материал воспринимается целостно.

2. Как правильно определить место каждой зоны? Все зависит от конкретного материала. В литературе встречаются самые разные рекомендации, но универсального рецепта нет и здесь.

Вот один из примеров, рекомендующий следовать логике движения глаз и письма слева направо:
    ЭТО НЕ ВЕРНО!

Красная линия - траектория движения глаз. Схема сопровождается текстом: "…в левом верхнем углу должен быть расположен логотип…" и т.д. по ходу кривой в порядке иерархии значимости.
Заметим, что для электронного учебника значимость логотипа его создателя весьма сомнительна. Этот прием более уместен в рекламе или презентации, но не в учебном курсе, где все-таки основное – образовательный процесс.

На самом деле схема изображает как читается бумажный учебник, где информация подается и воспринимается последовательно, линейно. Экранная графическая страница должна схватываться целостно – то, к чему мы, собственно, стремимся. Глаз способен увидеть и удерживать все ее содержание одновременно. Он останавливается в первую очередь на наиболее выделенном участке – там, где информация сгущается, или где есть яркое пятно, или где значительное пустое пространство.
В любом случае фиксация глаза связана с нарушением общей монотонности. Используйте это свойство, чтобы выделить наиболее важные моменты учебного материала.

Кроме того, взаимодействие с компьютером не ограничено зрительным восприятием, в нем участвует движение курсора, а следовательно - руки. Лучший вариант, когда движения глаз и руки согласованы. Но на практике это достигается редко, поэтому выбирайте нечто среднее, сообразно своим конкретными задачами и их воплощению.





  © Портал "Дистанционное обучение", 2006-2017.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Портал "Дистанционное обучение".
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.