Дистанционное обучение
  Вход  |  Карта сайта 

 
Главная >> Библиотека >> Пользовательские интерфейсы электронных учебников >> Концепция учебника 
 




 

Концепция учебника

Дизайн интерфейса в веб-технологиях за последние годы переболел несколькими болезнями. Самые вопиющие из них – пестрые фона (иной раз целые разухабистые картины), подложенные под текст, на которых невозможно разобрать слова, и флэш-анимация, которая бесконечно грузится, отнимая время, мелькает и крутится, отвлекая внимание, и зачастую вызывает единственное желание – скорее закрыть назойливо демонстрирующий свою крутость сайт. Переболели и забыли.
Российские учебники для профессионального обучения на сегодня тоже имеют одну, но не менее вопиющую болезнь – электронный (!) учебник представляет собой сканированный материал из книги, который предъявляется на дисплее как некое образовательное достижение. В лучшем случае такой учебник содержит оглавление с гиперссылками.
Но экран не книга, у него есть свои условия и особенности восприятия, а компьютерные возможности существенно отличаются от возможностей книгопечатания.

Существующая статистика утверждает, что людей, мыслящих преимущественно зрительными образами (и соответственно с преимущественно зрительным восприятием), более 50%. Если такое исследование провести в среде обучающейся молодежи, нет сомнения, что процент увеличится. Поколение, выросшее у экранов телевизоров и компьютеров и все реже заглядывающее в книгу, гораздо легче ориентируется в визуальной среде, чем их родители и преподаватели. Это означает, что визуализированный материал усваивается и перерабатывается гораздо быстрее и эффективнее, чем последовательный вербальный, так как представлен в образах, воспринимаемых одновременно, целостно. Включение в учебник звуковых и видеофрагментов способствует усвоению еще большего по объему и более сложного материала, позволяет индивидуализировать обучение.

Столь существенные преимущества и колоссальные возможности побуждают образовательные технологии двигаться в направлении электронного обучения.

Чем электронный учебник отличается от бумажного?

Печатное издание:
   • Обучение основано на тексте и иллюстрациях к нему, которые поданы в статичной форме и воспринимаются линейно, последовательно.
   • Пассивное изучение – усвоение содержащейся информации в том виде, в каком она представлена.
   • Ограниченные возможности углубления в материал и расширения его.
   • Ограниченные возможности беглого ознакомления с материалом.
   • Ограниченные возможности самоконтроля.
   • Ограниченные возможности приобретения практических навыков в использовании полученных знаний.
   • Форма и объем жестко заданы форматом книги.

Электронный учебник:
   • Обучение основано на целостном восприятии и наглядном объяснении, использующем разнообразные принципы подачи материала, в том числе динамические, звуковые, видео.
   • Интерактивное изучение – каждый учащийся выбирает наиболее приемлемый для него способ общения с учебником для более эффективного усвоения материала.
   • Возможность углубления в материал и его расширения там, где это необходимо, возможность более подробного рассмотрения трудных моментов.
   • Возможность краткого знакомства с курсом.
   • Возможность самоконтроля на разных уровнях.
   • Возможность моделирования изученных процессов, получения практических навыков.
   • Открытая, гибкая система, позволяющая корректировать, совершенствовать, дополнять и развивать объем материала.

Новые средства в электронном обучении:
   • Интерактивная графика, в том числе трехмерная, которую можно увеличивать, вникая в детали, рассматривать со всех сторон и т.п.
   • Анимация, моделирующая и демонстрирующая процессы.
   • Динамические визуальные формулы, которые могут быть логически связаны с наглядной демонстрацией процессов.
   • Логически управляемые диаграммы и графики.
   • Перебор возможных вариантов решений проблем с просмотром результатов (как положительных, так и отрицательных).
   • Тестирование в различных режимах – от выбора одного или нескольких верных ответов из списка до ввода собственного словесного ответа с его последующим анализом.
   • Переход по полезным ссылкам к дополнительной литературе.

Необходимо полноценно использовать возможности электронных технологий и построить материал по принципу наибольшей наглядности и эффективности при максимальной лаконичности и минимальном объеме текстовых описаний.

Текстовые блоки должны содержать только самую необходимую информацию, преимущественно поясняющего характера, так как длительное чтение текста с экрана быстро приводит к утомлению и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения учебного материала.

Электронные учебники должны содержать большое количество иллюстраций, которые дают возможность повысить наглядность материала и активизируют мыслительную деятельность.

Интерфейс электронного учебника должен сочетать в себе целостность восприятия и логику действия. Как достичь такого сочетания?
Прежде всего, в нем все должно быть доступно и понятно. Основная составляющая учебника –- информация, и ничто не должно от нее отвлекать, включая элементы интерфейса. Интерфейс – всего лишь способ организации информации, система управления ею.

Различными авторами отмечаются наиболее типичные недостатки многих электронных учебников:
   • избыточная помощь,
   • недостаточная помощь,
   • отсутствие информативного диалога,
   • избыточность информативного диалога,
   • усложненные или лишенные логики изложения иллюстрации,
   • усложненный, перегруженный интерфейс.

Такие недостатки могут привести к увеличению (вместо сокращения) времени на обучение, снижению усвояемости материала, снижению мотивации к учению и т.д.
 
Важно: Необходимо тщательно продумать и осознать сценарий взаимодействия программы с пользователем, приведя его к оптимальной системе выполнения задач.





спонсоры проекта: Международные грузоперевозки петербург - это просто.

  © Портал "Дистанционное обучение", 2006-2017.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Портал "Дистанционное обучение".
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.