Дистанционное обучение
  Вход  |  Карта сайта 

 
Главная >> Статьи >> Примеры использования >> Примеры использования 
 




 

Примеры использования

 

В N 8 нашего журнала была опубликована статья «Mr.Doors открывает двери в e-Learning» о внедрении в учебном центре известного производителя мебели компании Mr.Doors дистанционной системы корпоративного обучения Competentum.Instructor. Год эксплуатации СДО позволил подвести некоторые экономические результаты ее использования.

О принципах оценки экономической эффективности переподготовки персонала в Mr.Doors задумались достаточно давно, еще в 2000 году, когда встал вопрос о необходимости создания корпоративного учебного центра. Причем было изначально понятно, что учебный центр должен сочетать в себе как очное, так и дистанционное повышение квалификации персонала: филиалы и партнеры компании работают почти в 80 городах России и при организации планомерного обучения расходы как на командировки сотрудников в Москву, так и на выезд тьюторов на места делают его нерентабельным. На разработку методик оценки потребовалось достаточно много времени и в пригодном для практического использования виде они сформировались к моменту запуска корпоративного УЦ в 2003 году. В августе 2004 года была введена в эксплуатацию электронная система обучения на базе СДО Competentum.Instructor.

Сказать, что использующиеся в компании принципы оценки экономической эффективности дистанционного обучения идеальны и охватывают абсолютно все ее аспекты, было бы, наверное, слишком смело. Но, во-первых, для подтверждения успешности проекта полученных результатов оказалось достаточно, а, во-вторых, система оценок продолжает развиваться и масштабироваться.

Классической моделью оценки эффективности обучения сегодня считается четырехуровневая модель, предложенная в 1975 году Дональдом Киркпатриком. Не касаясь самой модели (по поводу ее использования написано немало статей), отметим, что четвертым уровнем в ней является оценка влияния обучения на результаты бизнеса. Из результатов обучения в Mr.Doors можно выделить: повышение эффективности труда; быстрое распространение знаний (как следствие, например, ускорение выхода продукта на рынок); непротиворечивость знаний персонала, в частности – наличие единого понимания по вопросам заказчиков (для компании, занимающейся продажами, это дополнительное конкурентное преимущество); определение профилей компетентности персонала и возможность аттестации (сокращение издержек от работы некомпетентных сотрудников).

Разумеется, самым простым для анализа является повышение эффективности труда, хотя и здесь есть свои «подводные камни».

Приведем конкретный пример. Длительность созданного в учебном центре дистанционного курса «Использование AutoCAD» составляет 8 часов. Что интересно – при очном обучении аналогичный курс занимает16 часов: технологи, для которых он предназначен, обычно имеют персонифицированные предпочтения в траектории обучения и быстрее усваивают материал при свободном графике занятий, обеспечиваемом системой ДО. Стоимость курса для компании составляет 6000 руб. на одного сотрудника при очном обучении и 360 руб.– при дистанционном. Такая большая разница возникает по очевидным причинам: в стоимость очного курса включены зарплата тьютора, стоимость аренды помещения и т.д. И хотя в затраты на дистанционный курс добавляются расходы на интернет-траффик, с предыдущими они несопоставимы. Заработная плата технолога в компании Mr.Doors – около 170 руб./час. Рассчитать стоимость обучения этого сотрудника можно по формуле:

Cl = S * n + Cc, где

Cl – стоимость обучения; S – заработная плата специалиста (руб./час); n – объем курса (кол-во часов); Cc – стоимость курса.

Следовательно, общие затраты компании на обучение одного технолога составляют 8720 руб. при очном обучении (170 * 16 + 6000) и 1720 руб. – при дистанционном (170 * 8 + 360). По окончании курса технолог с помощью AutoCAD, выполняет за 22 часа ту работу, которую до этого выполнял за 31 час. За счет этого компания экономит в неделю 1530 рублей, а за три месяца – 19 890 рублей. Период оценки в три месяца выбран не случайно: за меньший период трудно получить репрезентативную выборку, а при большем сроке добавляются дополнительные факторы, снижающие корректность оценки.

Таким образом, у нас есть все необходимые данные для расчета как возврата инвестиций (Return Of Investment, ROI), так и периода возврата. Формулы расчета просты:

ROI = Добавленная стоимость / Инвестированные средства;
Период возврата = (100% * Период оценки) / ROI.

В результате получаем, что при очном обучении ROI курса составляет 128,1 %, при дистанционном - 1056,3 %; период возврата в первом случае – 50 дней, во втором – 6,2 дня. И пусть читателей не смущает процент в случае с дистанционным обучением. Столь высокий ROI не является чем-то сверхъестественным для эффективных проектов электронного корпоративного обучения в подходящих сферах: очень близкие цифры опубликованы, например, специализирующейся на оценке возврата инвестиций компанией Nuclear Research по результатам использования электронной системы корпоративного обучения в IBM.

Казалось бы, все просто, но на практике очень многие компании, пытаясь посчитать эффективность обучения, совершают целый ряд ошибок, некоторых из которых не избежала поначалу и Mr.Doors.

Первая ошибка - оценка эффективности обучения (неважно – очного или дистанционного) исключена из комплексного анализа результатов хозяйственной деятельности. В итоге может быть непонятно, какими достижениями мы обязаны обучению, а какими – дополнительным факторам, например, грамотной рекламной компании. Так, в начале мая была проведена электронная аттестация продавцов по знанию продукции Mr.Doors в одном из ключевых для компании регионов России, которая показала средний уровень знаний в 86,4 процента. После обязательного изучения созданных в учебном центре специализированных дистанционных курсов повторная аттестация в начале сентября показала увеличение уровня знаний до 92,3 процента. За это же время рост объема продаж составил 35,8 процента (в предыдущем году – 22 процента). Но весь ли объем прироста обеспечило проведенное обучение? В качестве инструмента измерения было использовано сопоставление предварительных заказов клиентов с их итоговыми закупками: после обработки предварительного заказа менеджер предоставлял потенциальному покупателю дополнительную информацию, основанную на хорошем знании продукции, и тем самым инициировал расширение заказа. Разница составила 17 процентов, и именно этот прирост можно с высокой долей уверенности отнести к результатам обучения.

Еще одна ошибка - распространение результатов оценки эффективности обучения на несопоставимые группы. Например, в описанном выше случае с технологом, важность работы с AutoCAD для него оценивается в компании как 5 по пятибалльной шкале. Считать, что такие же результаты по возврату инвестиций даст обучение сотрудника, для которого важность AutoCAD равна 2 или 3, в корне неверно.

Высокая экономическая эффективность электронного обучения в компании Mr.Doors достигается за счет его дистанционности, отсутствия тьюторов на местах, автоматизации проверки знаний и составления отчетности. Например, только за счет экономии на проведении первой же общей аттестации сотрудников (не будем забывать – в 80 городах) с использованием системы электронного обучения компания окупила все затраты на приобретение, доработку и внедрение последней. При этом ни в коем случае нельзя считать пример Mr.Doors справедливым для всех организаций, решивших использовать дистанционное обучение персонала. Нужно понимать, что максимально эффективным оно может быть только в компаниях с определенной организационной и территориальной структурой, и что в ряде случаев (скажем, в развитии мануальных или коммуникативных навыков) дистанционное обучение не может служить заменой очному.

При оценке эффективности дистанционной системы часто допускаются определенные ошибки. Во-первых, иногда «забывают», что помимо стоимости самой СДО требуются дополнительные затраты на оборудование, каналы связи, траффик, техническую поддержку. Известен случай, когда поначалу казавшийся вполне экономически благополучным проект использования СДО, показывавший значительную экономию по сравнению с очным обучением, перестал быть таковым: по прошествии года кто-то догадался сравнить затраты на использование Интернет с допроектными – и выяснилось, что рост платежей за счет использования в курсах объемного контента не только «съел» все сэкономленные средства, но и потребовал дополнительных затрат. Внедрение системы в Mr.Doors, например, вызвало необходимость частичной замены парка компьютеров в регионах, улучшения каналов связи с магазинами, затрат на овладение персоналом базовыми навыками работы с компьютерами.

И, наконец, нередко игнорируется необходимость последующих вложений в долгосрочном периоде – например, не обладающая достаточной расширяемостью и масштабируемостью СДО с ростом компании может потребовать полной замены решения.


Журнал «E-Learning World», №6, 2005 г.




  © Портал "Дистанционное обучение", 2006-2017.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Портал "Дистанционное обучение".
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.