Дистанционное обучение
  Вход  |  Карта сайта 

 
Главная >> Статьи >> Статьи на DStudy.ru 
 




 

Статьи на DStudy.ru

16.10.2007 - Как измерить знания?

Каждому из нас в жизни приходилось много раз сдавать разнообразные экзамены. И каждый знает о том, что оценка на экзамене зависит от очень большого количества субъективных вещей – таких, как настроение профессора, успешность использования шпаргалок и даже длины юбки. В результате получается, что экзамены теряют свой первоначальный смысл – выявить, насколько человек, сдающий экзамен, владеет темой.

Ни для кого не секрет, что профессорско-преподавательский состав зачастую использует патриархальную экзаменационную систему в целях, которые далеки от благородного лозунга «Сеять разумное, доброе, вечное». Школьники вынуждены заниматься с репетиторами не потому, что все сплошь являются умственно отсталыми, а потому, что многие школьные учителя в силу чисто экономических причин не заинтересованы в повышении качества образования своих подопечных. Также репетиторы могут являться членами разнообразных приемных комиссий при вузах, и родители платят в этом случае не за качество образования, а за то, чтобы их чадо поступило в институт.

А в принципе любая система, в которой оценка знаний прямо зависит от мнения одного человека, не может претендовать на высокую степень объективности. Как пример, вспоминается случай, приключившийся с одним моим знакомым на защите диплома. Вуз, в котором он учился, имел явный уклон в химическую технологию, однако его угораздило учиться на единственном факультете этого вуза, не имевшем практически никакого отношения к собственно технологиям и базировавшегося в академических институтах, которые прикладной наукой почти не занимались. Соответственно, в ГЭКе на защите были представители как технологической составляющей вуза – заводские дядьки с пористыми носами и в потертых пиджаках, так и профессура из академических институтов – импозантные доктора наук, поднаторевшие в научных диспутах. Мой знакомый сделал диплом технологический, чем привел в негодование академическую часть ГЭКа и спровоцировал озорное оживление среди технологов. Высказывающиеся попеременно члены комиссии предлагали поставить студенту кто отлично, кто неудовлетворительно (!). В итоге академики пересилили и студент получил тройку. Получается, что один и тот же студент может получить от разных экзаменаторов ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ оценки.

Проблема выбора аршина для измерения знаний стоит не только перед школьниками и студентами. Эту проблему вынуждены для себя решать кадровые агентства, директора по персоналу, иногда – целиком большие организации, в которых задумываются над проблемами аттестации персонала. Однако и в этих областях решающее значение имеет личная встреча и формальная анкета, которая, как правило, не содержит пунктов, позволяющих определить уровень знаний кандидата.  

Зарубежный опыт



В большинстве развитых стран запада устные экзамены используются в основном не для оценки собственно знаний, а для оценки способности человека внятно излагать свои мысли, общаться, вести разговор или выступать на публике. Что касается оценки человека с профессиональной точки зрения, то для этого есть огромное количество тестов, составленных для выявления у человека самых разных навыков, и важно, что тестирование используется не только в учебных заведениях, но и при получении профессиональных сертификатов, признаваемых работодателями.

В части использования тестов в учебном процессе одним из лидеров являются США, в которых

Служба Образовательного тестирования через сеть представительств и филиалов организует по стране участие миллионов людей в процессе тестирования и имеет годовой оборот в несколько сотен миллионов долларов. При этом американское министерство образования никоим образом не обязывает выпускников школ заполнять тесты, а университеты – засчитывать их результаты. Просто у них образование – это свободный рынок, и такие тесты, как SAT (Scholastic Aptitude Test), которые фиксируют уровень готовности к обучению в высшей школе, оказываются удобным инструментом для взаимного выбора - вуз подбирает студентов, а студенты – вуз. Американский выпускник может выбирать не один вуз, а сразу несколько, для этого ему необходимо разослать в разные университеты заявления, прилагая к ним документ, подтверждающий прохождение теста. После получения положительных ответов он уже сам выбирает, в какой вуз ему пойти.

   Примерно по аналогичным принципам действуют и другие системы образовательного тестирования, более знакомые нам – TOEFL, GMAT, GRE.

   Системы профессионального тестирования получили особенное распространение среди технических специалистов, многие компании-разработчики программного обеспечения вводят специальные сертификаты для людей, прошедших их тесты – это и Microsoft, и Oracle, и Novell, и множество других (подробнее  - http://vue.net-burg.com/Certification/certification.html).

   Широко распространены системы сертификации в области бухгалтерского учета и финансов – это CPA (Certified Public Accountant), ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants) и ряд других (подробнее - http://www.gaap.ru/education/certificate.asp).

   Системы профессиональной аттестации также распространены в таких областях, как фондовый рынок – примером может служить тест ISMQ (International Capital Markets Qualification), разработанная Институтом Ценных Бумаг Великобритании для тех, кто работает на финансовых рынках и нуждается в комплексных знаниях по рынкам капитала.

   Существует также целый ряд универсальных систем тестирования, которые помогают получить подтверждение своего уровня знаний в определенной области и учитываются работодателями – это, например, Brainbench (
http://www.brainbench.com/ ) – которая в полной мере реализует принципы дистанционного прохождения теста, и позволяет любому зарегистрировавшемуся пользователю ( а их сейчас более двух миллионов) пройти тесты по более чем двум сотням различных специализаций.
   В целом системы тестирования на Западе построены весьма технологично и используют весь спектр современных методов – от использования специального программного обеспечения до дистанционного тестирования через Интернет. Такие методы позволяют снизить практически до нуля вероятность ошибок при обработке результатов теста и исключить «человеческий фактор» из процедуры проверки. Об экономии времени и говорить не приходится – вместо того, чтобы на каждый лист с ответами накладывать трафаретку и в уме считать количество правильных ответов, все это делает программа.

Россия – что имеем?


Слабое развитие систем учебного и профессионального тестирования в России имеет свою “тоталитарную” предисторию. История разработки и применения тестов в нашей стране драматична. В 1936 году ЦК ВКП(б) принял известное постановление “О педологических извращениях в системе Наркомпроса”, которое прямо запретило применение тестовых методов в сфере образования, профотбора и профориентации. Конечно, косвенным образом тесты продолжали применяться – в виде тех же самых контрольных работ, но сколько заданий можно было втиснуть в рамки контрольной работы? Пять, шесть – не больше. А тест принято считать репрезентативным в том случае, если он содержит свыше двадцати заданий. Кроме этого, тест подразумевает принципиально иной подход – к вопросу дается четыре-шесть вариантов ответа, один из которых правильный.
Одним из препятствий развития систем тестирования является отсутствие в массовом использовании отечественных методик. Большинство использующихся тестов являются «калькой» тестов, используемых за рубежом, в результате чего одного моего друга после сдачи теста на IQ в 16 лет и получения совершенно умопомрачительного балла дразнили Эйнштейном. Однако ни Эйнштейном, ни Ландау мой друг пока не стал.

Основным препятствием внедрения прогрессивных методик тестирования в учебный процесс, в том числе введение единого выпускного экзамена, является уже сформировавшаяся система экзаменов, делающая экзаменатора царем и богом – «хочу – казню, хочу – милую!». Такой подход в условиях низкой оплаты труда в сфере образования, обращается во взяточничество и протекционизм. С родителей кандидатов в медалисты вымогают взятки – «а то тройку поставим», родителям абитуриентов предлагают «репетиторство» – «а то ребенок не поступит». Чаще всего «раскулачивание» родителей выглядит не столь откровенно, но суть-то от этого не меняется.

Большинство вузов справедливо опасается, что введение единого экзамена, который будут сдавать все выпускники, сделает «слишком» прозрачной систему приемных экзаменов. Это усложнит поступление по протекции и за взятку. Также станут не нужны разнообразные «подготовительные» факультеты и курсы, без посещения которых среднему абитуриенту «с улицы» поступить очень сложно.
В области профессионального тестирования первые шаги уже сделаны – письменные тесты сдают желающие получить сертификат профессионального бухгалтера или аудитора. И такой сертификат определенным образом ценится работодателями.
Дальше всех пока что пошла Федеральная комиссия по ценным бумагам России, которая с 1998 года ввела требования по аттестации специалистов компаний, имеющих лицензию профессионального участника фондового рынка. Для сдачи теста используется программа Examiner, которая на момент постановки системы тестирования ФКЦБ России использовалась в Великобритании при сдаче на сертификаты Securities Institute (http://www.securities-institute.org.uk/). Была создана большая (свыше полутора тысяч) база данных вопросов, и первое время процент людей, успешно сдавших тест, был весьма низок.
Однако в целом профессиональное тестирование в России пока находится «на низком старте» – некоторые предприятия пытаются внедрять свои, внутрикорпоративные методики тестирования, но в целом для подавляющего числа работодателей важным является две вещи – анкета и впечатление при личной беседе.


Непростая судьба ЕГЭ


ЕГЭ – единый государственный экзамен, которым в будущем планируется заменить нынешние варианты выпускных экзаменов в средних школах и вступительных экзаменов в вузах. Школьник, заканчивающий школу, сдает ЕГЭ в форме тестов по тем предметам, которые необходимы для поступления в выбранный им вуз.  

В 2002 году в эксперименте по сдаче ЕГЭ участвовали 16 регионов России – Башкирия, Марий Эл,  Мордовия, Якутия, Удмурия, Чувашия, Красноярский край, Калининградская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Ростовская, Самарская, Томская, Псковская, Челябинская области.

Однако перечень предметов, по которым школьники могут сдавать ЕГЭ в экспериментальных регионах, неодинаков – например, ЕГЭ по английскому языку можно сдать только в Самарской области. В некоторых областях ЕГЭ можно сдать только по двум предметам – математике и русскому языку. Но, как известно, количество экзаменов в вузах может быть существенно больше двух-трех предметов, а есть еще так называемые «собеседования».

Что касается учета результатов ЕГЭ при поступлении в вузы, то вузы, находящиеся на «экспериментальной» территории, обязаны учитывать ЕГЭ при приеме на 50% специальностей. Остальные вузы, в том числе и наиболее престижные московские, учитывают результаты ЕГЭ по желанию, и в различной степени. Например, Высшая школа экономики принимала к зачету результаты ЕГЭ при зачислении на все специальности, в том числе и на те, по которым предусмотрено бесплатное обучение. А Государственный университет управления учитывает ЕГЭ только для тех, кто поступает за деньги.

Планируется, что в полном объёме система ЕГЭ начнет функционировать к 2005 году. Однако, как мы полагаем, различные лазейки для скрытых и явных форм взяток в российской системе образования за три года изжить не удастся, поскольку, по словам многих родителей, которые «поступали» своих детей в 2002 году, таковые существуют в некоторых вузах даже для тех студентов, которые поступают на платной основе. И показательные аресты некоторых высших руководителей вузов ситуацию изменить неспособны.


Ресурсы Интернет



Активное развитие Интернет предоставило новые уникальные возможности для обучения и тестирования. Возможности Интернет позволяют совместить дешевый (практически бесплатный) и быстрый механизм доставки учебного и тестового контента с мультимедийным и интерактивным представлением учебных материалов. В последнее время все больше публичных сайтов и корпоративных систем используют возможности электронного обучения и тестирования (e-learning).

В декабре 1999 года появился интересный Интернет-проект, посвященных тестированию - Examen.ru (www.examen.ru), разработанный компанией Websoft ( www.websoft.ru ). Здесь можно найти более сотни самых разных экзаменов и тестов, которые можно сдать в режиме он-лайн, при этом все они являются качественной имитацией тех тестов и экзаменов, которые приходится сдавать в реальной жизни. Однако разработчики не ограничились только собственно тестами - на сайте можно найти огромное количество справочных и консультационных материалов о том, как нужно сдавать тесты. Пока на этом сайте нет собственных авторских разработок, но не это было целью создателей - они создали прообраз того механизма, те принципы, которые могли бы использоваться более широко. В 2000 году сайт получил национальную Интел Интернет премию и был признан лучшим в номинации «Образование и наука».

Опыт компании Websoft пригодился и в 2001 году, когда крупнейшая в России саморегулируемая организация - Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) (www.naufor.ru), объединяющая свыше 500 компаний, начала создавать свою систему профессионального тестирования специалистов фондового рынка. И при участии Websoft была создана первая в России дистанционная система аттестации и сертификации (www.proqus.ru), у которой есть шанс стать узнаваемой и признаваемой - поскольку НАУФОР является самой известной негосударственной организацией на фондовом рынке. Система предлагает тестирование по пяти направлениям - аналитика, портфельный менеджмент, трейдинг, внутренний учет, бухгалтерия и управление компанией.

На основе той же технологии был построен корпоративный учебный портал компании Вимм-Билль-Данн, с помощью которого более 1000 сотрудников компании со всей России и из стран СНГ получили доступ к десяткам учебных курсов и тестов, разработанных в учебном центре компании. С помощью портала был обеспечен равный доступ всех сотрудников компании к процессу обучения и утвержден единый стандарт обучения для всех регионов.

Применение новых технологий тестирования, при которой весь процесс сдачи теста проходит дистанционно, либо с использованием компьютерных программ, является шагом вперед по сравнению с традиционными методами тестирования, и существенно сокращает как время обработки результатов, так и вероятность ошибок. Поэтому мы надеемся на то, что в скором времени все отечественные разработки в области тестологии появятся в электронной форме и станут доступными всем посетителям РуНета.


Ссылки:
14.10.2007- Роль дистанционного обучения в повышении эффективности среднего профессионального образования.
14.10.2007- Достоинства и недостатки дистанционного обучения
13.10.2007- Чем отличается дистанционное обучение от заочного
13.10.2007- Внедрение СДО в корпоративном секторе




  © Портал "Дистанционное обучение", 2006-2017.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Портал "Дистанционное обучение".
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.