Дистанционное обучение
  Вход  |  Карта сайта 

 
Главная >> Библиотека >> Стандарты >> Стандарты информационных технологий в обучающих системах 
 




 

Стандарты информационных технологий в обучающих системах

Стандарты информационных технологий в обучающих системах

1. Анализ основных работ в сфере стандартизации обучающих систем, построенных на основе информационных технологий

1.1. Определение стандарта

Широкое внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности и наличие огромного количества разработчиков программного обеспечения ставит проблемы стандартизации на первое место среди факторов успешного развития этой деятельности. В сфере образования проблемы стандартизации применения информационных технологий также активно обсуждаются, международные организации разрабатывают спецификации и стандарты на информационные обучающие системы.

Стандарт - это спецификация, разработанная аккредитованной организацией, занимающейся проблемами стандартизации. Неаккредитованные организации включают консорциумы, форумы, торговые организации, пользовательские группы и занимаются разработкой спецификаций, определяющих правила действий в конкретных ситуациях или для конкретной группы разработчиков/потребителей. Аккредитация не обязательно подразумевает качество или полезность разрабатываемых стандартов для всех заинтересованных групп, но обязательно поддержку процесса разработки во времени. Аккредитованный процесс важен для обеспечения последовательной реализации стандартов в прикладных разработках и антимонопольной деятельности.

1.2. Цикл жизни стандарта

Процесс разработки стандарта является циклическим и включает в себя четыре этапа: разработку, согласование, сопровождение и пересмотр стандарта. Типичное время от формирования комитета до одобрения стандарта составляет обычно от 18 до 48 месяцев. Цикл "жизни" стандарта от одобрения до его пересмотра повторяется каждые пять лет.

1.3. Цели процесса стандартизации

И спецификации, и стандарты полезны для развития сотрудничества и выработки общих подходов.

Цели процесса стандартизации:

  1. хорошо определенные стандарты - совместимые реализации, высокая интероперабельность, согласованные функциональные возможности;
  2. коммерческая жизнеспособность - стандарты задают диапазон реализаций, возможно создание коммерческих продуктов (все соответствующие стандарту продукты в принципе должны быть интероперабельными, могут иметь различное оформление и давать потребителю возможность выбора из диапазона совместимых систем);
  3. широкое одобрение и признание;
  4. минимизация ошибок.

1.4. Участники разработки стандартов на информационные обучающие системы

Существует ряд международных организаций, работающих в сфере стандартизации, консорциумов и национальных программ, министерств отдельных стран, тесно сотрудничающих в сфере разработки элементов системного подхода к построению систем дистанционного обучения или любых других обучающих систем, функционирующих на базе информационных технологий. Среди этих организаций ведущая роль принадлежит аккредитованному IEEE комитету P1484 LTSC по стандартизации обучающих технологий (Institute of Electrical and Electronic Engineers, Project 1484, Learning Technology Standards Committee); проекту Европейского союза ARIADNE (Alliance of Remote Instructional Authoring and Distribution Networks for Europe), имеющему целью разработку инструментов и методологий для производства, управления и многократного использования педагогических элементов, разработанных на основе компьютерных технологий; американскому проекту IMS (Educom's Instructional Management Systems), занимающемуся разработкой технологических спецификаций для развития рынка образования; организации американского Департамента Обороны ADL (Department of Defense Advanced Distributed Learning), занимающейся определением требований к обучающим технологиям. Есть и другие организации, в той или иной мере вовлеченные в процессы разработки стандартов и спецификаций на обучающие системы, построенные на основе информационных технологий. Следует отметить, что все разрабатываемые стандарты и спецификации являются нейтральными с точки зрения педагогики, содержания и платформы реализации.

1.5. Причины разработки технологических стандартов в области образования

Компьютерные учебные материалы в основном разрабатываются для частных целей конкретной организации, что в результате приводит к высокой стоимости их разработки и ограниченной ценности для коммерческого распространения. Только американские компании тратят биллионы долларов в год, при небольшом объеме инвестиций, на разработку учебных продуктов, ориентированных на продажу на рынке, или заказных продуктов. Определяя направления развития, проекты по разработке стандартов и спецификаций на обучающие информационные системы стремятся создать новые рынки для учебных материалов, уменьшить стоимость разработки и увеличить потенциальный возврат инвестиций.

Обзор тенденций развития промышленности программного обеспечения показывает, что многие компании считают в настоящее время объектно-ориентированный подход основой для обеспечения платформенной нейтральности и возможности использования ПО в условиях, необходимых для широкомасштабной разработки и распространения мощного и экономически выгодного учебного содержания. Платформенная нейтральность и возможность использования ПО в таких условиях считаются необходимыми для устойчивых инвестиций, требуемых для создания различных типов динамических учебных сред (таких как ADL, IMS, ARIADNE), которые нужны для удовлетворения потребностей в сфере образования и переподготовки кадров двадцать первого века.

Участники проектов разделяют мнение о том, что спецификации для новых платформенно-независимых методов являются достаточно зрелыми, чтобы оправдать инвестиции в приложения следующего поколения. Однако очевидно, что требуется больше инноваций в сфере обучения и переподготовки, и что разработка надежных объектно-ориентированных и платформенно-нейтральных сред для распределенного обучения станет целесообразной и осуществимой в следующие два - пять лет. Следовательно, анализ и проектирование таких сред актуальны уже сейчас, чтобы за два года подготовить базу для прикладных разработок в этой области.

1.6. История разработки стандартов информационных обучающих систем

Начиная с 1996 года, многие специалисты в сфере образования и информационных технологий приходят к заключению о необходимости разработки системного подхода к построению компьютерных обучающих систем и внедрения стандартов на их программные и технологические составляющие, обеспечивающие совместимость систем и их элементов, а также их устойчивость к изменениям в сфере информационных технологий и аппаратного и программного обеспечения.

Работы в этой области начинаются с проекта ARIADNE, инициированного при поддержке научно-исследовательской рамочной программы Европейского Союза. Концепция образования на основе компьютерных технологий и с телематической поддержкой, предложенная ARIADNE, опирается на международную систему взаимосвязанных общих резервов знаний (knowledge pools system, KPS). В рамках проекта ARIADNE I (1996-2000 гг.) разрабатываются и тестируются прототипы инструментов и основные методологии для сопровождения и использования KPS. Проект ARIADNE II (с конца 2000 г.) предполагает усовершенствование и подтверждение результатов в рамках широкомасштабных демонстраций.

В ноябре 1997 года департамент Обороны США и Управление Белого Дома по политике в области науки и технологий запустили инициативу ?Передовое распределенное обучение? (Advanced Distributed Learning, ADL) совместно с другими представителями правительства и промышленности, включая Эппл, Дженерал Моторс, Микрософт и Текноуледж, и широким сообществом в сфере образования и переподготовки кадров. В этом же году стартовал проект в рамках инициативы EDUCAUSE ?Инициатива создания Национальной Учебной Инфраструктуры? (National Learning Infrastructure Initiative), названный IMS. IMS ? это глобальный консорциум с членами, представляющими образовательные, коммерческие и правительственные организации, включающий свыше 1600 колледжей и университетов и 150 корпораций.

1.7. Область применения стандартов

Проекты акцентируют внимание не только на высшем образовании, они охватывают требования в широком диапазоне учебных контекстов, включая среднюю школу, корпоративное и правительственное обучение. Сфера приложения спецификаций, в общем определяемая как ?распределенное обучение?, включает все формы классического, непрерывного, открытого и дистанционного образования и переподготовки. Это означает, что учебные контексты, эффективно использующие разрабатываемые спецификации, могут включать Интернет-ориентированные среды (например, системы управления курсами на основе WWW), а также учебные ситуации, которые включают офф-лайн электронные ресурсы (например, учащийся, получающий доступ к учебным ресурсам на CD-ROM). Учащиеся могут находиться в традиционной учебной среде (школьная классная комната, университетская аудитория), в среде корпоративной или государственной организации, дома.

1.8. Цели разработки стандартов

Цели данных проектов в большой степени совпадают, что и сделало возможным сотрудничество в разработке стандартов IEEE на обучающие информационные системы. Однако, каждый из проектов создавался с определенной целью для конкретной аудитории, что и определило их основные отличия.

Цель инициативы ADL состоит в обеспечении доступа к высококачественным образовательным материалам, которые могут быть адаптированы к индивидуальным потребностям учащегося и сделаны доступными когда бы и где бы они ни понадобились. Эта цель будет реализована посредством разработки общей технической структуры для компьютерного и сетевого обучения, которая будет способствовать созданию многократно используемого учебного содержания в качестве ?учебных объектов?.

Консорциум IMS (IMS Global Learning Consortium) имеет две основные цели:

  1. Определение технических стандартов для интероперабельности приложений и услуг в распределенном обучении.
  2. Поддержка включения спецификаций IMS в продукты и услуги по всему миру. IMS прилагает усилия для содействия широкому принятию спецификаций, что позволит интероперировать распределенным учебным средам и материалам многих авторов.

Целью проекта ARIADNE является создание распределенной Европейской образовательной сети на основе концепции образования, базирующегося на компьютерных технологиях и с телематической поддержкой; сети, опирающейся на международную систему взаимосвязанных общих резервов знаний (knowledge pools system - KPS), с акцентом на коллективное и многократное использование учебных материалов.

Миссия рабочих групп IEEE LTSC состоит в разработке технических стандартов, рекомендованных практик и руководств по компонентам программного обеспечения, инструментам, технологиям и методам разработки, которые способствуют разработке, развертыванию, сопровождению и интероперированию компьютерных реализаций образовательных компонентов и систем. Комитету по стандартизации обучающих технологий (LTSC) были делегированы полномочия Советом компьютерного сообщества IEEE по деятельности в сфере стандартизации (IEEE Computer Society Standards Activity Board). Многие из стандартов, разработанных LTSC, будут выдвинуты в качестве кандидатов на международные стандарты для рассмотрения Комитетом ISO/IEC/JTC1/SC36 (International Standards Organization/ International Electrotechnical Committee/ Joint Technology Committee 1, Information Technology/ Learning Technology).

1.9. Стратегии достижения целей и задачи проектов

Стратегии достижения поставленных в проектах целей следующие:

  • следовать развивающимся технологиям на базе компьютерных сетей;
  • содействовать развитию общих стандартов;
  • понизить стоимость разработки;
  • способствовать широкому сотрудничеству, которое удовлетворяет общие потребности;
  • совершенствовать производительность с помощью учебных технологий следующего поколения;
  • работать с промышленностью для того, чтобы оказывать влияние на разработку коммерческих готовых продуктов (commercial off-the-shelf (COTS) product development).

Задачи, решаемые в рамках данных проектов, охватывают широкий диапазон проблемных областей и включают следующие:

  • подготовить руководства, необходимые для широкомасштабной разработки и реализации результативного и эффективного распределенного обучения;
  • определить и способствовать продвижению бизнес моделей и экономических регуляторов, служащих интересам как потребителей, так и провайдеров распределенного обучения;
  • создать быстрорастущее сетевое сообщество потребителей в сфере образования и переподготовки;
  • стимулировать широкомасштабные разработки в рамках сотрудничества организаций, имеющих общие требования к обучению;
  • определить технические проблемы, выходящие за рамки текущего положения дел, и инициировать коллаборативные программы исследования и разработки для решения этих проблем;
  • поддерживать обмен опытом и ускорять развитие устойчивых и разнообразных объектно-ориентированных открытых сред для распределенного обучения.

1.10. Целевая аудитория стандартов

Пользователи информационных обучающих систем охватывают широкий круг специалистов в сфере образования и информационных технологий и включают следующие категории:

  • Авторы педагогических документов: факультетские преподаватели, администраторы в сфере образования, студенты;
  • Разработчики и администраторы учебных курсов: инструкторы, менеджеры обучения, дизайнеры курсов, программисты и специалисты в области информационных технологий;
  • Конечные пользователи: исследователи, студенты, практиканты, дистанционные учащиеся.

1.11. Этапы разработки стандартов

Разработка стандартов и спецификаций проводится поэтапно и включает большой объем работ. Первый этап состоит в сборе требований и пожеланий к обучающим системам всех заинтересованных организаций и лиц. На втором этапе проводится анализ характеристик, возможностей и ограничений существующих и развивающихся систем, продуктов, услуг и т.д. На основе результатов этих этапов создаются абстракции - концептуальные представления предметной области. Абстрагирование ведется по уровням до тех пор, пока число компонентов не будет сокращено до минимального (например, три - семь компонентов). На следующем этапе происходит обратный процесс реализации системы на базе общих концепций, который также имеет несколько уровней. На основе проделанной работы разрабатывается черновой вариант стандарта, который затем обсуждается и тестируется. После одобрения стандарта в рамках организации-разработчика, он передается на рассмотрение авторитетным организациям в сфере стандартизации, чтобы гарантировать его соответствие международным требованиям и широкое признание. Для этого должны быть разработаны тесты на соответствие.

1.12. Преимущества применения стандартов

Преимущества использования стандартов не могут быть в полной мере оценены в настоящее время ввиду их незавершенности, однако Министерство Обороны США уже провело предварительное оценивание результатов своего проекта и привело следующие оценки: исследования показали, что использование обучения на базе технологий ADL уменьшают стоимость обучения на 30-60%; сокращают время обучения на 20-40%; увеличивают эффективность обучения на 30%; увеличивают знания студентов и успеваемость на 10-30%; и повышают эффективность и производительность работы организации. ADL также улучшает соотношение цена/эффективность, распределяя учебные компоненты с помощью сетевых технологий в физически удаленные места и создавая компьютерные модели дорогих устройств (тренажеры) для подготовки как операторов, так и обслуживающего персонала.

1.13. Требования к программному обеспечению, соответствующему стандартам

Определенные организациями-разработчиками цели, задачи и стратегии их реализации косвенным образом формулируют базовые требования к программному обеспечению, используемому в информационных обучающих системах. Программное обеспечение, используемое в обучающих системах должно быть:

  • интероперабельным (interoperable) - обеспечивать возможность взаимодействия различных систем, что крайне важно для распределенных учебных сред;
  • многократно используемым (reusable) - поддерживать возможность многократного использования компонентов обучающих систем, построенных на основе информационных технологий, повысить эффективность разработки и снизить е? стоимость;
  • адаптивным (adaptable) - позволять системам включать развивающиеся новые информационные технологии без перепроектирования систем; иметь встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения;
  • долговечным (durable) - соответствовать разработанным стандартам и предоставлять возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
  • доступным (accessible) - давать возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома); программные интерфейсы должны обеспечивать возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
  • экономически доступным (affordable) - так как стандарты ориентируются прежде всего на непрерывное образование, проходящее в течение всей жизни пользователя, то разрабатываемое программное обеспечение должно быть экономически доступным.

2. Основные направления моделирования обучающих систем, построенных на основе информационных технологий

В соответствии с основными направлениями деятельности по определению спецификаций и стандартов на обучающие системы, построенные на основе информационных технологий, можно выделить пять основных направлений моделирования и стандартизации обучающих систем, построенных на основе информационных технологий:

    1. архитектура и общие требования к системе;
    2. модели учащегося, преподавателя, их взаимодействия;
    3. разработка курса (учебного содержания);
    4. данные и метаданные (формат учебных материалов);
    5. системы управления образовательной деятельностью.

2.1. Моделирование и стандартизация архитектуры и основных требований к обучающей системе

Разработка открытой архитектуры является основным направлением моделирования и стандартизации, так как другие характеристики обучающей системы и е? функциональные возможности зависят от возможностей и ограничений архитектурной модели.

В рамках этого направления определяется рекомендуемая модель архитектуры для компонентных систем автоматизированного преподавания (Computer-Aided Instruction, CAI), с учетом потребностей программных приложений интеллектуальных учебных сред (Intelligent Learning Environment, ILE) и интеллектуальных обучающих систем (Intelligent Tutoring System, ITS). Стандарт на архитектуру обучающих систем должен определить:

    1. рамки, в пределах которых описывается архитектура CAI-систем;
    2. словарь, включая графическое представление, для описания архитектур компонентных CAI-систем;
    3. форматы, протоколы и методы для обмена информацией среди компонентов CAI-систем;
    4. обязательные и необязательные внешние (программируемые) интерфейсы для компонентов CAI-систем;
    5. требования, нормы и соглашения на поведение компонентов CAI-систем; и
    6. внешние сервисы и средства, которые компоненты CAI ?систем должны использовать для установления связи и поддержки обмена информацией.

Кроме того, необходимо разработать руководства по документации и конфигурации компонентов CAI-систем.

Разработка глоссария для информационных обучающих систем является важной дополнительной деятельностью в рамках данной категории моделирования, так как разработка информационной обучающей системы и определение требований невозможны без соглашения на используемую в этой области терминологию, которая в настоящее время является расплывчатой и частично противоречивой. Для решения этой проблемы Рабочей группой Р1484.3 IEEE разрабатывается стандарт на глоссарий, который перечислит и определит термины, используемые в других стандартах, разрабатываемых комитетом по стандартизации обучающих технологий IEEE.

В принципе, центральной точкой моделирования для информационных обучающих систем является построение модели учащегося и стандартизация деятельности, связанной непосредственно с ним. Однако первоначальная работа по определению стандартов для моделей учащегося показывает, что общая архитектура CAI-систем должна разрабатываться параллельно. Очевидно, что модели учащегося должны функционировать как компоненты более крупных CAI-систем. Требуется спецификация архитектуры, которая определит, как другие компоненты CAI?систем должны взаимодействовать с моделью учащегося. В более широкой перспективе стандарты на архитектуру CAI-систем необходимы для стимулирования промышленной разработки многократно используемых программных компонентов CAI-систем. В настоящее время, разработке CAI?систем препятствуют высокие стоимости производства, частично вызванные широко распространенными проблемами повторного использования компонентов существующих систем (включая коммерческие пакеты программного обеспечения, образовательные и др.). Проектирование компонентного программного обеспечения обещает значительно сократить стоимости производства CAI-систем посредством обеспечения многократного использования компонентов. Если этот подход будет использоваться в течение длительного времени, компонентный рынок CAI-систем станет жизнеспособным. Как было наглядно продемонстрировано в производстве персональных компьютеров, существование открытых стандартов на архитектуру может стать краеугольным камнем развития такого рынка. Архитектурные стандарты, которые необходимо разработать, должны представлять для производства CAI-систем то, что архитектура брокера общих объектных запросов (Object Management Group's Common Object Request Broker Architecture, OMG CORBA) делает для промышленности распределенных объектных вычислений. Они должны определить руководства (требуемое и рекомендуемое) для реализации компонентов CAI-систем, и выделить сервисы системы, которые будут доступны всем компонентам.

Разработчики систем, соответствующих этой архитектуре, могут ожидать получения следующих преимуществ:

    1. совместимые CAI-приложения будет легче сопровождать и обновлять, чем современные настраиваемые приложения;
    2. разработчики CAI-приложений будут иметь возможность строить новые приложения с повторным использованием компонентов своих ранее разработанных совместимых приложений, уменьшая таким образом стоимость их разработки;
    3. совместимые приложения смогут использовать распределенные объектные вычисления;
    4. совместимые приложения смогут интероперировать с коммерческими программными продуктами, если эти продукты обеспечивают внешние интерфейсы;
    5. разработчики CAI-приложений будут иметь возможность продавать свои системные компоненты общего назначения на рынке компонентов.

2.2. Моделирование деятельности, связанной с учащимся

Следующая категория моделирования и стандартизации, связанная с построением моделей учащегося, преподавателя и их взаимодействия, прежде всего, относится к потребности в хранении информации об учащемся на протяжении всего периода обучения (или всей жизни) для обеспечения возможности адаптации учебных материалов к конкретным потребностям или возможностям учащегося. Конечной целью моделирования данного типа является реализация индивидуального подхода к учащемуся и создание наиболее благоприятных условий для его обучения.

В рамках данного направления определяются синтаксис и семантика модели учащегося, которая будет характеризовать учащегося и его знания/способности. Стандарт модели учащегося будет включать такие элементы, как знания, навыки, способности, стили обучения, записи и личную информацию. Стандарт позволит представлять эти элементы на множестве уровней детализации. Будут описаны различные виды модели учащегося (учащийся, преподаватель, родитель, школа, работодатель и т.д.) и затронуты проблемы конфиденциальности и безопасности. Основные цели построения этой модели состоят в следующем:

  • дать возможность учащимся любого возраста, базового образования, места проживания, финансовых возможностей, учебной/рабочей ситуации создавать и строить персональную модель учащегося, основанную на национальных стандартах, которую они смогут использовать в течение всего периода обучения или рабочей деятельности;
  • дать возможность разработчикам курсов создавать материалы, которые обеспечат более индивидуализированное и эффективное обучение;
  • обеспечить исследователей в сфере образования стандартизованным и расширяющимся источником данных;
  • обеспечить фундамент для разработки дополнительных образовательных стандартов, при этом разработка будет ориентирована на учащегося.

С построением модели учащегося тесно связана проблема построения модели задачи (Рабочая группа Р1484.4 IEEE). Она относится к определению синтаксиса и семантики модели задачи, которая будет характеризовать все статические аспекты данной задачи, включая описание задачи, предварительные требования к участникам, роли участников, расписание, ресурсы, учебные цели, распространяемые материалы и оценивание. Этот стандарт описывает различные учебные ситуации, от школьных учебных задач до ориентированных на реализацию рабочих задач; от индивидуальных заданий до групповых проектов; от простых устных задач до сложных письменных заданий; от молодых студентов до взрослых работающих; от зачисления до оценивания и от физического пространства до киберпространства. Основные цели построения модели задачи заключаются в следующем:

  • дать возможность работодателям снабдить студентов руководством в соответствии с требованиями будущей работы;
  • дать возможность студентам структурировать свое обучение на основе требований работодателя;
  • дать возможность студентам/работающим искать, оценивать и подавать заявления на желаемые проекты/работы;
  • дать возможность работодателям искать, оценивать, нанимать, выбирать и определять требования к студентам/работникам.

Построение модели учащегося и его взаимодействия с учебной средой связано также с определением требований и моделированием пользовательского интерфейса (Рабочая группа Р1484.5 IEEE). Этот стандарт носит рекомендательный характер и обеспечит руководство и ресурсы по разработке и сопровождению пользовательского интерфейса для компьютерного обучения (computer based training, CBT) и аналогичных технологий, облегчая перенос навыков пользователя по работе с интерфейсами на разные системы. Его основная цель заключается в разработке широко признаваемых норм пользовательских интерфейсов для работы и управления системами образования, построенными на основе компьютерных технологий.

Важным аспектом моделирования взаимодействия учащегося с системой является построение идентификаторов студентов (Рабочая группа Р1484.13 IEEE). Этот стандарт описывает синтаксис, семантику, кодирование, регистрацию, и аутентификацию уникальных идентификаторов студентов. Идентификатор студента это имя, т.е. логин, ассоциированный со студентом. Не существует стандартных систем уникальных идентификаторов, соответствующих требованиям обучающих систем. Цели данного стандарта включают предоставление возможностей:

  • использования студентами идентификаторов для регистрации и ведения записей;
  • легкого получения и запоминания студентами своих идентификаторов;
  • управления студентами своими записями, хранимыми в разных местах и под контролем многих организаций;
  • нахождения родителями, преподавателями и учебными организациями всех записей конкретного студента, при разрешении доступа к ним;
  • использования общих методов ведения записей административными службами образовательных организаций;
  • использования распределенных систем управления и распределенных баз данных для предложения образовательных услуг учебными организациями;
  • получения учебными системами быстрого доступа к предпочтениям студентов и их профилям, таким как стиль обучения, физические возможности, когнитивные способности, культурные зависимости.

Существует мнение (IEEE, IMS), что в качестве дополнительного стандарта, относящегося к модели учащегося, необходимо включить стандарт на системы качества для непрерывного обучения на основе информационных технологий. Данный стандарт должен быть типичным стандартом качества и сосредоточиться на ориентированных на учащегося процессах обучения на протяжении всей жизни. Он определит требуемые элементы ориентированной на учащегося системы качества (т.е. постановка цели, планирование, выполнение, наблюдение, документация, совершенствование непрерывного процесса и т.д.) для непрерывного обучения. Он также представит рекомендации для различных уровней технологических возможностей (например, доступ к компьютеру, доступ к Интернет, записи об учащихся и т.д.) и интероперабельности данных. Стандарт обеспечит выполнение следующих функций:

  1. поможет учащимся повысить эффективность обучения;
  2. обеспечит структурное руководство для учащихся, чтобы они взяли на себя основную ответственность за свой прогресс в обучении;
  3. даст организациям возможность оценивать (посредством использования технологий) потенциал учащегося для непрерывного обучения на основании его документированной успеваемости;
  4. поможет экспертам по оцениванию ориентированных на учащегося систем управления разрабатывать аналитические инструменты для измерения прогресса при самостоятельном обучении и обучении на протяжении всей жизни.

2.3. Моделирование курсов (учебных материалов)

Модели курсов (учебных материалов) используются для унификации требований к их структуре, последовательности представления учебных материалов, упаковке курсов в уникальные оболочки.

В рамках этого направления разрабатывается стандарт на язык взаимообмена для компьютерных обучающих систем (CBT) и определяются основные компоненты медиа данных для курсов компьютерных обучающих систем (КОС) (например, видео, аудио, анимации, графика), рекомендуются существующие промышленные стандарты на форматы файлов данных для этих компонентов, определяются (или рекомендуются существующие) тексториентированные языки программирования, описывающие композицию и логическое поведение модулей КОС, а также формат взаимообмена для переноса логики, потоков и ресурсов. Основной целью стандарта является обеспечение переносимости учебных курсов между системами разработки, определение стандартных форматов на содержание, поддержка разработки систем распространения курсов, независимых от содержания.

Вторым важным направлением моделирования и стандартизации учебных материалов является определение последовательностей представления материала в рамках курса. Этот стандарт описывает язык спецификаций и среду для управления сессиями в информационных обучающих системах, т.е. системах автоматизированного преподавания, интеллектуальных учебных средах и интеллектуальных обучающих системах. Этот стандарт определит следующие элементы:

  1. язык спецификаций, его концептуальную модель, семантику и синтаксис;
  2. механизмы передачи управления и их кодирование (например, как управляются и проводятся учебные сессии);
  3. механизмы передачи данных и их кодирование (например, как происходит обмен оценками студентов и учебными планами);
  4. метод кодирования (шифрования) для хранения и передачи "программ" управления сессиями, т.е. интерактивных планов уроков.

Многие обучающие системы, построенные на основе информационных технологий, инкорпорируют механизмы для адаптации представления урока в соответствии с прогрессом учащегося. Это схема адаптации является основным признаком, который характеризует "индивидуализированное" обучение. Целью данного стандарта является обеспечение общего механизма разработки и обмена такой информацией среди пользователей, преподавателей и разработчиков курсов.

Третьей составляющей моделирования и стандартизации учебных материалов является определение упаковки содержания. Этот стандарт описывает методы упаковки содержания курсов. Под учебным содержанием обычно понимается коллекция компонентов, которые копируются, передаются, покупаются и используются как единый блок. Блоки могут объединяться в более крупные блоки. Этот стандарт описывает формат, кодирование, шифрование, среду, атрибуты и взаимодействия этого содержания. Стандарт описывает не переносимое содержание, а переносимый метод упаковки содержания.

Характер Web-обучения, передачи информации в Интернет, прав на интеллектуальную собственность и электронной коммерции мотивирует потребность в едином блоке передачи для этих обучающих систем. Этот формат упаковки позволяет компилировать не только медиа компоненты (текст, графику, аудио, видео), но также поддерживает общую упаковку метаданных, атрибутов, и дополнительных материалов - все в рамках одного блока передачи. Это также повысит качество обучения, так как пользователь или система больше не будут ответственны за сбор компонентов вместе - общий формат упаковки исключит ошибки и повысить интероперабельность.

2.4. Моделирование и стандартизация данных и метаданных

Разработка спецификаций на метаданные это важная часть работы организаций в сфере стандартизации. Метаданные являются важной составляющей создания распределенных учебных систем, дающих возможность многократного использования учебных материалов в различных учебных организациях, быстрого и эффективного поиска учебных материалов в сети Интернет как преподавателями, так и студентами, защиты авторских прав и др.

Основным направлением в этой области является разработка стандартов на метаданные учебных объектов. Этот стандарт формализует синтаксис и семантику метаданных учебных объектов, определяемых как атрибуты, требуемые для полного и адекватного описания учебных объектов. Учебные объекты определяются как любая сущность, электронная или нет, которая может быть многократно использована или на которую можно ссылаться во время технологически поддерживаемого обучения. Примерами технологически поддерживаемого обучения могут служить компьютерные обучающие системы, интерактивные учебные среды, интеллектуальные автоматизированные обучающие системы, системы дистанционного обучения и коллаборативные учебные среды. Примерами учебных объектов могут служить мультимедиа содержание, учебное содержание, учебные цели, учебное программное обеспечение и инструменты разработки, а также люди, организации или события, ссылки на которые используются во время технологически поддерживаемого обучения. Стандарты на метаданные учебных объектов сосредоточены на определении минимального набора атрибутов, необходимых для управления, размещения и оценки этих учебных объектов. Стандарты обеспечат возможность локального расширения основных полей и типов, поля могут иметь статус обязательных или произвольных. Релевантные атрибуты учебных объектов, которые необходимо описать, включают тип объекта, автора, владельца, условия распространения и формат. Где возможно, метаданные учебных объектов могут также включать такие педагогические атрибуты, как стиль преподавания или взаимодействия, уровень класса, уровень мастерства и предварительные требования. Для каждого конкретного учебного объекта возможно иметь более одного набора метаданных. Стандарт будет поддерживать безопасность, секретность, коммерческое использование и оценивание, но только в той степени, в которой будут представлены поля метаданных для определения описательных ярлыков, связанных с этими областями. Стандарт не описывает метод реализации этих характеристик. Эти стандарты будут совмещаться, интегрироваться или ссылаться на существующие открытые стандарты и существующие работы в связанных областях. Основные цели данной категории стандартов состоят в следующем:

  1. Дать возможность учащимся или преподавателям искать, оценивать, приобретать и использовать учебные объекты.
  2. Разрешить совместное использование и обмен учебными объектами в любой технологически поддерживаемой обучающей системе.
  3. Разрешить разработку учебных объектов блоками, которые могут комбинироваться или разбиваться значимым образом.
  4. Дать возможность компьютерным агентам автоматически и динамически составлять персонализированные уроки для индивидуального учащегося.
  5. Дополнить непосредственную работу над стандартами реализацией возможности совместного функционирования множественных учебных объектов в рамках открытой распределенной учебной среды.
  6. Разрешить, по желанию, документирование и распознавание завершения существующих или новых учебных задач или задач по оценке успеваемости, связанных с учебными объектами.
  7. Стимулировать развитие рынка учебных объектов, который поддерживает все формы их распространения: бесплатную, некоммерческую и коммерческую.
  8. Дать возможность образовательным организациям - государственным, общественным и частным - реализовывать образовательные стандарты на содержание и успеваемость в стандартизованном формате, независимом от содержания.
  9. Обеспечить исследователей стандартами, которые поддерживают сбор и совместное использование сравнимых друг с другом данных по применимости и эффективности учебных объектов.
  10. Поддерживать необходимый уровень безопасности и аутентификации для распространения и использования учебных объектов.

Разработка учебных материалов, используемых в международных компьютерных обучающих системах, сталкивается с проблемой локализации при их применении в национальных обучающих системах. Эта проблема рассматривается рабочей группой Р1484.9 IEEE. Стандарт включает процедуры перевода естественного языка, а также более технические проблемы (например, наборы символов и кодировки) и более общие культурные проблемы (например, соответствующее представление иконок или метафоры пользовательского интерфейса).

Целью разработки стандарта является поддержка глобальной применимости и понимания обучающих технологий. В основном это касается конечных пользователей и представляет особую важность в аспекте межкультурных взаимодействий в рамках распределенных образовательных систем.

 

2.5. Моделирование и стандартизация систем управления обучением

Разработка спецификаций на системы управления обучением является более сложной проблемой в том отношении, что системы управления учебной деятельностью отличаются в разных странах и разных организациях, поэтому многие из упомянутых организаций стремятся прежде всего разработать интерфейсы к уже существующим системам управления для обеспечения их совместимости с остальными компонентами обучающих систем.

Одним из направлений стандартизации является описание компьютерно-управляемого обучения (Computer Managed Instruction, CMI), чем занимается рабочая группа Р1484.11 IEEE. Этот стандарт включает описание того, что есть в курсе; организацию и определение последовательности индивидуальных занятий (сессий или включаемых блоков) в одном курсе; запуск или начало учебных блоков с помощью программного обеспечения управления курсом (CMI software); обмен информацией между программным обеспечением, управляющим группой занятий (CMI system), и самими уроками; описание задач в курсе и их связывание с уроками и группами уроков; отчет об успеваемости студентов. Цель этого стандарта состоит в следующем:

  • разрешить работу различных курсов с различными CMI системами;
  • разрешить перемещение курсов из одной CMI системы в другую, с минимальными затратами (взаимообмен/интероперабельность курсов);
  • разрешить изменение/расширение курса любым преподавателем с помощью используемых им CMI инструментов;
  • предоставить простые средства анализа данных студентов из различных курсов.

Отдельно описывается модель взаимодействия инструмента и агента, в рамках стандарта, разрабатываемого рабочей группой Р1484.7. Этот стандарт применим к образовательным системам, состоящим из одного (или более) инструментов пользователя и одного (или более) обучающих агентов. Инструменты пользователя являются стандартными программными приложениями, с которыми студент работает в образовательном контексте (такими как электронные таблицы, текстовые редакторы или графические инструменты). Обучающие агенты являются модулями программного обеспечения, способными обеспечить руководство для студентов, использующих такие инструменты для достижения некоторых образовательных целей.

Стандарт описывает пути обеспечения соответствия стандарту существующих инструментов, а также извлечения преимуществ из использования стандарта новыми разрабатываемыми инструментами. В дополнение, стандарт описывает коммуникации между множественными обучающими агентами, которые могут существовать в одной учебной среде.

Коммуникационный протокол состоит из трех элементов:

  • связь от инструмента к обучающему агенту: наблюдение за действиями, которые выполняет студент, работая с инструментом, а также прямые запросы студентов к обучающему агенту;
  • связь от обучающего агента к инструменту: приведение инструмента в определенное состояние или обеспечение обратной связи к студенту;
  • связь между разными обучающими агентами: совместное использование информации по оцениванию действий студента и разрешению конфликтов, которые могут происходить при обратной связи или оценке знаний.

Основная цель стандарта заключается в определении протокола для управления взаимодействием между программным инструментом и обучающими агентами. Это позволит разработчикам учебного программного обеспечения создавать программные инструменты, совместимые в рамках определенного класса систем.

 

3. Архитектура обучающих систем, основанных на информационных технологиях

Описание архитектуры обучающих систем, основанных на информационных технологиях (Learning Technology Systems Architecture, LTSA), было разработано Комитетом по стандартам учебных технологий 1484 IEEE. Эта спецификация не относится к системам разработки (т.е. к языкам, средствам разработки, операционным системам), необходимым для создания компонентов данной архитектуры.

Спецификация архитектуры обучающих систем, основанных на информационных технологиях (ИОС), является нейтральной с точки зрения педагогики, содержания и платформы реализации.

3.1. Цель разработки архитектуры информационных обучающих систем

В общем, цель разработки архитектуры систем состоит в том, чтобы задать на высоком уровне абстракции рамки для понимания определенных типов систем, их подсистем и их взаимодействий с другими системами. Архитектура является не макетом для разработки одной системы, а структурой для построения ряда систем в разное время и для анализа и сравнения этих систем. Обнаруживая схожие компоненты в различных системах на требуемом уровне обобщения, архитектура способствует разработке и внедрению таких компонентов и подсистем, которые можно повторно использовать и которые являются экономически выгодными и адаптивными.

3.2. Преимущества и область применения архитектуры ИОС

Разработанная архитектура предоставляет следующие возможности:

  • наиболее эффективную реализацию системы, так как общие компоненты и интерфейсы реализуются только однажды, т.е. архитектура отражает общность;
  • адаптацию к изменениям технологий, так как адаптация - это только накапливающиеся изменения, если их рассматривать на должном уровне абстракций, т.е. архитектура помогает управлять изменениями и уменьшает технический риск.

Таким образом, архитектура служит полезным, общим руководством к пониманию обучающих систем, основанных на информационных технологиях, которые широко применяются и адаптируются со временем.


Рис.1. Пять уровней архитектуры обучающих систем, основанных на информационных технологиях: У, Д, О и СИ - процессы в системе, описывающие соответственно учащегося, доставку учебных материалов, оценивание и системного инструктора; БЗ и БДЗ - хранилища информации, представленные библиотекой знаний и базой данных записей соответственно.

Предполагается, что усовершенствованная, стандартная, междисциплинарная архитектура даст возможность быстрого дальнейшего развития:

  • широко признаваемых промышленных стандартов на архитектуру систем на основе обучающих технологий;
  • общих интероперабельных инструментов, используемых для разработки обучающих систем;
  • наполненной, с возможностями поиска, библиотеки интероперабельных, совместимых учебных материалов;
  • общих методов для адресации, доступа и поиска учебных материалов;
  • стандартизованных, переносимых историй учащихся, которые могут передаваться с учащимся во времени.

3.3. Подход к разработке архитектуры ИОС

Группировки элементов задач разработки называются уровнями абстракции-реализации. После того, как собирается ?сырая? информация, она организуется по уровням детализации. Информация с меньшей детализацией организуется как ?абстракции?, а информация с большей детализацией как ?реализации?. Может возникнуть необходимость определения нескольких уровней различной подробности, т.е. не только уровень абстракции и уровень реализации, но и промежуточные уровни. Информация на одном уровне детализации организуется в функциональные группы, называемые подсистемами. Различная информация, которая также важна, но не описывает границы системы, интерфейс системы или функциональные возможности системы, хранится отдельно и называется ?ограничения реализации?. Например, в сетевой компьютерной системе основная цель системы заключается в передаче информации, но цена и безопасность могут быть ограничениями реализации.

3.4. Уровни архитектуры ИОС

Существует пять уровней (абстракции-реализации) описания в LTSA (см. рис.1) Верхний уровень, Взаимодействие обучаемого и среды (Learner and environment interactions), разбивает систему на три подсистемы: среду, взаимодействия и учащегося. Сотрудничество между студентами является внутренним по отношению к учащемуся, т.е. учащийся представляет собрание студентов, которые сотрудничают друг с другом. Подход LTSA к концепции сотрудничества значительно упрощает архитектуру и разработку систем на основе обучающих технологий.

Данный уровень детализации фокусируется на самом высоком уровне функциональности с точки зрения информационных технологий: учащийся имеет новое или другое знание после приобретения учебного опыта. В терминах информационных технологий, это отображается на диаграмме как одна подсистема (среда), передающая информацию другой среде (учащемуся), т.е. как взаимодействие. Диаграмма взаимодействия учащегося и среды не имеет намерения представить современные теории обучения или учебный процесс. Она представляет аспекты информационных технологий системы на основе обучающих технологий и полезна для общего инженерного анализа программного обеспечения и техники разработки.

Характеристики системы, связанные с человеческими свойствами, являются наиболее критическими и имеют самый высокий риск при разработке. Поэтому, ориентированные на человека характеристики имеют высокий приоритет разработки (уровень 2 архитектуры) в уровнях абстракции-реализации. Существует пять особенностей обучения, связанных с человеческими особенностями:

  • Люди используют мультимедиа (слух, зрение, другие чувства, физические взаимодействия) для обмена информацией.
  • Люди являются ненадежными приемниками информации. Учащиеся иногда забывают то, чему их учили. Учащиеся иногда учат не те вещи, которые им преподают. Поэтому требуются системы обратной связи. Системы обратной связи разработаны для 1) определения положения учащегося в учебном курсе (наблюдая поведение, оценивание и тестирование), 2) определения цели обучения и контроля успеваемости (достижение системным инструктором педагогических целей) и 3) взаимодействия (учебные материалы: уроки, эксперименты, открытия, сотрудничество, и др.).
  • Люди меняют место жительства и часто меняют преподавателей и учебные заведения за время обучения. Учащийся имеет более одного учителя в течение периода обучения, поэтому возникает необходимость в передаче информации об учащемся, например истории успеваемости и целей обучения, от одного учителя к другому или от одной организации к другой. Кроме того, определение оптимальной учебной стратегии может потребовать большого количества исследований и анализа успеваемости учащегося за длительные периоды времени. Выводы, сделанные из анализа, используются для воздействия на принятие решений для адаптации к оптимальному стилю обучения. Таким образом, появляется необходимость вести историю успеваемости учащегося в базе данных записей.
  • Люди отличаются друг от друга, учатся по-разному, и учатся по-разному в различные периоды времени. Так как различные индивидуумы имеют различные потребности обучения, учителям для эффективной работы требуются несколько стратегий или стилей. Таким образом, ведение записей и богатая библиотека знаний должны быть интегрированы в систему обратной связи. Ведение записей (информация об успеваемости и база данных записей) помогает перемещению учащегося между многими преподавателями или системами на основе обучающих технологий за время его обучения. Ведение записей способствует лучшему принятию решений системным инструктором (через запросы к базе данных записей и библиотеке знаний) для выбора стратегий и стилей (доставка соответствующих учебных материалов), чтобы приспосабливаться к непредсказуемой природе человеческого обучения. Чем богаче библиотека знаний, тем шире диапазон эффективных систем на основе обучающих технологий.
  • Люди имеют собственное мнение и могут давать совет о лучших для себя методах обучения. Учащийся не всегда лучшим образом отвечает на одну и ту же стратегию обучения в течение периода своего обучения. Таким образом, стили обучения могут изменяться, чтобы соответствовать требованиям учащегося (учителя или организации). В некоторых случаях учащийся сам может проявить лучшее понимание того, какой стиль или стратегия больше ему подходят. Должна быть предусмотрена возможность двустороннего обсуждения и выработки учащимися и другими участниками системы (разработчиками, родителями, учителями, наставниками, работодателями, организациями и т.д.) оптимального стиля или стратегии обучения для обеспечения наиболее эффективного усвоения знаний.

Только эти пять характеристик системы, связанных с человеческими свойствами, порождают системные компоненты LTSA - нет никаких дополнительных компонентов помимо тех, которые требуются для реализации этих характеристик.

Системные компоненты LTSA состоят из учащегося, стиля обучения, поведения, оценки, информации об успеваемости, информации о тестировании, базы данных записей, системного инструктора, индекса запросов, индекса содержания, индекса адресов документов, библиотеки знаний, учебных материалов, доставки, мультимедиа. Системные компоненты LTSA соответствуют фактически всем системам на основе обучающих технологий.

LTSA определяет четыре процесса - учащийся, оценка, системный инструктор и доставка; два хранилища - база данных записей и библиотека знаний; и семь информационных потоков между компонентами: наблюдение за поведением, информация о тестировании, информация об успеваемости, индекс запросов, индекс адресов документов, учебные материалы, мультимедиа, стиль обучения. Общий поток информации в системе на уровне системных компонентов описан в главе 2.

В данной ситуации нет необходимости в однозначном соответствии между системными компонентами и индивидуумами. Индивидуум может представлять более, чем один, системный компонент в конкретной учебной ситуации, например, индивидуум, представляющий учащегося, может также представлять системного инструктора в среде самостоятельного обучения. Аналогично, более, чем один, индивидуум может представлять единственный системный компонент в конкретной учебной ситуации: например, учащийся может быть представлен несколькими индивидуумами, сотрудничающими в процессе обучения или обучающимися в группе.

В сфере систем обучающих технологий существует по крайней мере 120 крупных разработчиков, реализующих подсистемы на основе архитектуры обучающей системы, предложенной LTSC. Каждый разработчик может иметь различные интересы (выражающиеся в выборе подмножества системных компонентов LTSA), они могут также иметь различные приоритеты, представленные первостепенными и второстепенными проблемами разработки.

Перспективы формулируются и рассматриваются со следующими целями:

    1. подтвердить действенность системных компонентов LTSA на крупных системах, участниках и в промышленности;
    2. определить, какие компоненты LTSA выделяются и игнорируются в различных системах, и
    3. определить приоритеты среди проблем разработки низкого уровня.

Перспективы участников требуют включения в архитектуру отдельного уровня, так как этот уровень детализации относится к вопросам разработки: какая перспектива, вид или подмножество относятся к дизайну низкого уровня.

Дистанционное обучение и распределенное обучение точно определены с точки зрения технической перспективы: потоки между системными компонентами LTSA имеют первостепенный приоритет при разработке, а процессы и хранилища имеют второстепенный приоритет при разработке.

Реальные системы и интероперабельность описываются операционными компонентами (т.е. протоколами, форматами, функциями, сервисами и др.). LTSA предоставляет общий метод для анализа и описания этих операционных компонентов.

Основная область операционных компонентов определяется посредством описания протоколов, методов взаимного обмена, процессов, хранилищ данных, управляющих потоков и пользовательских интерфейсов. Знание того, какие шины и протоколы используются, может помочь в понимании системы, но общие шины и протоколы не подразумевают интероперабельность. Использование приложениями TCP/IP или XML не означает, что они могут взаимодействовать друг с другом.

 

3.5. Оценка соответствия приложения спецификации архитектуры ИОС

Продукты, услуги и системы могут соответствовать спецификации LTSA, и эти продукты, услуги и системы могут быть проверены на соответствие. Данная спецификация может использоваться для определения совместимости информационных обучающих систем. Для проверки соответствия тестируемого приложения уровню 1 архитектуры LTSA, необходимо определить границы Среды, потоки Взаимодействия и Учащегося, а также отношение компонента архитектуры "Учащийся" к реальным учащимся, взаимодействующим в рамках системы. По второму уровню архитектуры необходимо определить методы, используемые в тестируемом приложении для поддержки характеристик системы, связанных с особенностями человека, т.е. поддержки ненадежных учащихся, непредсказуемых учащихся, перемещающихся в пространстве учащихся и разных типов учащихся. Для определения соответствия уровню системных компонентов архитектуры LTSA, в тестируемом приложении необходимо идентифицировать имеющиеся компоненты, соответствующие системным: Учащийся, Стиль Обучения, Поведение, Оценивание и т.д. По четвертому уровню архитектуры определяются подмножество системных компонентов, присутствующих в реальном приложении и их границы. На пятом уровне архитектуры соответствие определяется посредством установления соответствия между реальными и описанными в архитектуре операционными компонентами: протоколами, шинами и др. Считается, что реализуемая система соответствует архитектуре LTSA только в том случае, если установлено е? соответствие всем уровням архитектурной модели.

Пять уровней представляют пять независимых областей технического анализа. Например, возможно обсуждать абстракцию (т.е. системные компоненты LTSA ? уровень 3) независимо от реализации (т.е. протоколов и интерфейсов конкретной реализации ? уровень 5). Другими словами, даже хотя уровень три и содержит такие компоненты как ?Оценивание? и ?Системный инструктор?, не требуется наличия отдельных идентифицируемых компонентов, называемых ?Оценивание? и ?Системный инструктор? в настоящей реализации.

В качестве базового уровня для моделирования выбран уровень 3 системных компонентов. Это обосновано тем, что все соглашения и спецификации по стандартам на обучающие системы, построенные на базе информационных технологий, описываются на основе общей компонентной архитектуры, представленной третьим уровнем LTSA. Все разработки ведутся на базе этого уровня посредством определения приоритетов разработки (уровень 4), а также условий интероперабельности и протоколов обмена информацией (уровень 5) в соответствии с требованиями разработчиков.

 

Выводы

1. Проведенный анализ работ в сфере стандартизации обучающих систем, построенных на основе информационных технологий, позволяет сделать вывод о перспективах стандартизации отрасли информационных обучающих систем и о базовых требованиях, предъявляемых к учебному программному обеспечению. Оно должно быть интероперабельным, многократно используемым, адаптивным, долговечным, физически и экономически доступным.

2. Основные направления в моделировании обучающих систем, построенных на основе информационных технологий включают 1) архитектуру информационных обучающих систем и общие требования; 2) модели учащегося, преподавателя и их взаимодействия; 3) разработку учебного содержания; 4) формат учебных материалов (данные и метаданные); и 5) системы управления учебной деятельностью. Все разработки в области стандартизации информационных обучающих систем относятся к одной из указанных категорий.

3. Основным приоритетом в моделировании обучающих информационных систем является построение модели учащегося и стандартизация деятельности, связанной непосредственно с ним. Однако модели учащегося должны функционировать как компоненты более общих систем автоматизированного преподавания, поэтому необходима спецификация архитектуры, определяющая взаимодействия различных компонентов в рамках системы. Таким образом, подтвержден приоритет моделирования архитектуры обучающих систем в области разработки и внедрения стандартов на информационные обучающие системы.

4. Архитектура обучающих систем, построенных на основе информационных технологий имеет пять уровней абстракции-реализации, перечисленных в порядке увеличения детализации: 1) Взаимодействия учащегося и среды; 2) Свойства среды, ориентированные на человека; 3) Системные компоненты; 4) Перспективы/приоритеты разработчиков; и 5) Операционные компоненты. Сформулированы условия совместимости реальных приложений со стандартом по всем пяти уровням архитектурной модели.

5. В качестве базового уровня моделирования для построения объектных моделей систем дистанционного обучения рекомендован уровень системных компонентов, так как именно на его основе строятся большинство разрабатываемых стандартов.





спонсоры проекта: Онлайн игры Новоматик http://xcasino.net/ru/novomatic играть в слоты на деньги.

  © Портал "Дистанционное обучение", 2006-2017.
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Портал "Дистанционное обучение".
Также мы будем очень благодарны, если вы просто разместите эту ссылку на своем сайте.